Типы лицензий для продажи фотографий

Типы лицензий для продажи фотографий на фотостоках, обзор

Продажа фотографий на фотобанках или фотостоках осуществляется на основе нескольких типов лицензий, которые отличаются условиями использования изображений.

Rights-managed license (лицензия с управляемыми правами) – лицензия, которая применяется для продажи фотографий на крупных фотобанках и не используется в микростоковой фотографии.

Стоимость такой лицензии зависит от многих параметров:

  • Области использования (реклама, новости и т.д.)
  • Конкретной цели использования (как и где конкретно будет использована фотография).
  • Длительности использования.
  • Количество копий (тираж).
  • На какой территории (в какой стране) будет использована фотография.
  • Размер.
  • Индустрия (в какой индустрии будет использована фотография).
  • Эксклюзивность.

Лицензия с управляемыми правами гарантирует, что изображение не будет использована кем-то с конфликтующими условиями.  Данный вид лицензии позволяет использовать одно изображение гораздо большее количество раз, чем Royalty-Free лицензия. Лицензия с управляемыми правами позволяет получить эксклюзивные права на использование фотографии.

Rights-Ready license – лицензия при которой изображение используюется в конкретном проекте и под заранее определенные цели. Покупатель указывает в каком проекте и для каких целей будет использована фотография, при этом он не платит каких-либо дополнительных сборов, если использует работу с теми же целями и в том же проекте.

Royalty-Free (RF) license — самая распространенная лицензия в области микростоковой фотографии.

Понятие роялти-фри означает, что изображение можно использовать множество раз без дополнительных отчислений. Royalty-Free лицензия не дает права использования работы без покупки лицензии на эту работу.  Все права на изображение остаются у автора, а покупатель лишь получает право использовать данное изображение. Роялти-фри лицензия имеет следующие особенности:

  • Покупатель платит за лицензию на изображение один раз и может использовать работу множество раз с различными целями (но с определенными установленными ограничениями).
  • Нет временного ограничения, когда и как долго покупатель может использовать работу.
  • Нет эксклюзивных прав на изображение, автор может продавать одну и ту же работу неограниченное  количество раз неограниченному числу покупателей.
  • Существует ограничение на тиражность или на то, как много раз покупатель может использовать одно и то же изображение. Например, если в условиях сказано, что фотография может быть использовано для печати не более 500 000 копий, то покупатель обязан платить определенную комиссию за каждую копию сверх оговоренного тиража. Журналы с большими тиражами не могут покупать стандартную RF лицензию.

Extended Royalty-Free (RF) license — расширенный вариант роялти-фри лицензии, который отличается более широкими правами на использование изображений. Данный вид лицензии позволяет распространять фотографии более широкими тиражами и снимает ряд других ограничений royalty-free лицензии. При использовании изображений для изготовления продуктов , предназначенных для коммерческого использования (печать открыток, постеров, шаблонов, футболок и т.д.), необходимо приобретать расширенную лицензию. Стоимость одной фотографии по расширенной лицензии обычно дороже в 5-10 раз, чем по обычной роялти-фри лицензии.

Editorial license (редакционная лицензия) – еще один тип лицензии, который становится популярным в среде микростоковой фотографии. Редакционная лицензия подразумевает, что работа может быть использована для информационных и образовательных целей и запрещает использование изображения в рекламных, маркетинговых и других коммерческих целях. При использовании изображения по лицензии Editorial от людей, изображенных на фото, не требуется подписанного модель-релиза, как это требуется для коммерческого использования по лицензии royalty-free. Не все изображения подходят для продажи по редакционному типу лицензии, например, фотографии человека, снятые крупным планом, когда конкретный человек является главным объектом съемки.